На берегах Мезени

Помимо эстетической пользы, народное искусство несет в себе традиции, быт и мировоззрение народа.
Исключением не является и Мезенская роспись.

Октябрь 2023
1 2 3 4 5 6
бадлон, худи, толстовка, мужское худи, женское худи, темная толстовка
бадлон, худи, толстовка, мужское худи, женское худи, темная толстовка, мужчина, модель
бадлон, худи, толстовка, мужское худи, женское худи, темная толстовка, мужчина, модель
бадлон, худи, толстовка, мужское худи, женское худи, темная толстовка
Иллюстрация из книги А.С. Миловского "Скачи, добрый единорог" 1982 г.
Иллюстрация из книги А.С. Миловского "Скачи, добрый единорог" 1982 г.

Традиция мезенской росписи зародилась к началу XIX века в Архангельской области. Первые мастера начали творить на берегу одноименной реки Мезень в селе Палащелье, Палащельские мастера исписывали коробы, ложки, чашки, и прялки. Мезенская утварь была популярна не только на Русском Севере, но и по всей России.

"Палащельский мастер Иван Васильевич Кузьмин за работой в 1962 году" - Ю.Арбат "Путешествие за красотой", 1966 г.
"Палащельский мастер Иван Васильевич Кузьмин за работой в 1962 году" - Ю.Арбат "Путешествие за красотой", 1966 г.
1 2 3 4 5 6

Роспись Палащельских художников имеет строгий канон исполнения, а каждый узор - свое значение. Значение коня заключается в возношении солнца каждое утро, символизирующего богатство домашнего очага и дружную семью. Олень, связанный с аграрно-скотоводческим культом, - символ зарождения всего нового и духовного богатства. Ели являются символом Мезенского леса, а бёдро – поля и пашни. Уточка - знак закатного солнца.

Источник неизвестен
Прялка. XIX в., д. Палащелье, у. Мезенский, Архангельская губ. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. "Русские прялки", изд-во "Аврора", 1970
Прялка. XIX в., д. Палащелье, у. Мезенский, Архангельская губ. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. "Русские прялки", изд-во "Аврора", 1970
Прялка. XIX в., д. Палащелье, у. Мезенский, Архангельская губ.

Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. "Русские прялки", изд-во "Аврора", 1970
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6

Нередко полотна мастеров содержат бытовые сцены: обряды, рыбалку, охоту, огородничество и даже такое средство передвижения как корабль.

Прялка Н. Федотова, Мезенский уезд, Архангельская губерния, 1901
Прялка Н. Федотова, Мезенский уезд, Архангельская губерния, 1901
Прялка. Фрагмент «Катание». Вторая половина 19 века.*

*О. Круглова. - М.: Изобразительное искусство, 1974
Прялка. Фрагмент. «Поединок». Конец 19 вeка.*

Чем уникальна роспись мастеров сурового Севера?

Мезенская роспись может брать свое начало от наскальных рисунков Заонежья. Такие же пейзажи, на которых кони и олени, в настоящем движении, торжественно бегают по всему полотну, окруженные символами природы.

Богатое содержание картины совмещается с скромным использованием красок: одни лишь красный, полученный из охры, и черный, полученный из сажи.

Источник неизвестен
роспись мастеров сурового Севера
1 2 3 4 5 6

Распространение мезенской росписи прекратилось еще в 30-х года XX века, хоть и мастера из семей-основателей продолжали работать над новыми прялками.

Но Русский Север – загадочный и суровый, в тоже время очаровательный и роскошный, богат своей региональной культурой. И роспись из Палащелья этому яркий пример, который не стоит забывать.

Источник неизвестен
мезенская роспись, дом
1 2 3 4 5 6